Лозунг "Учись учиться" - старый, добрый, незабытый и всегда актуальный - как нельзя лучше подходит для ответа на вопрос "Что же для учителя значат конкурсы педагогического мастерства?" Нашим ученикам все мы в той или иной форме даём понять, что гораздо важнее самих знаний, получаемых в процессе учения, умение их добывать, применять в конкретной, далеко не всегда стандартной ситуации. Но ведь это относится ко всем, и к учителям в особенности, ведь настоящий учитель только тот, кто сам непрерывно учится. Совершенно очевидно, что, участвуя в профессиональных конкурсах, учитель получает огромное количество новой информации, приобретает новые умения, а самое главное - прирастает личностно, так как любой конкурс заставляет взглянуть на себя и свою деятельность совершенно иначе! Вот где огромный ресурс развития профессиональной компетентности учителя! Ведь развиваться можно только в процессе целенаправленной деятельности, и выполнение конкурсных заданий является прекрасным "полем" для этого!
Нет сомнений, что интересных и достойных восхищения учителей в нашем городе немало. Но, к сожалению, не каждый учитель может решиться на участие в профессиональном конкурсе. Причин, на мой взгляд, несколько: боязнь публичного выступления и неуверенность в своих силах и мастерстве; боязнь внешней оценки; большой объем работы и нехватка времени. Да, участие в конкурсе-дело нелегкое и трудоемкое. Для меня конкурс «Учитель года» - начинался с преодоления себя, своей неуверенности. Конечно, незабываемо чувство волнения — вдруг выйду, и окажется, что я ничего не умею и не знаю? Поэтому могу точно сказать, что одному педагогу сложно справиться со всей конкурсной программой, психологическим состоянием. На протяжении всего участия в конкурсе мне и другим конкурсантам неоценимую помощь и поддержку оказывал коллектив школы, а также методисты Управления образования.
Участие в конкурсе открыло для меня уникальную, ни с чем несравнимую возможность самообразования. Как известно, конкурсная программа построена на постепенном усложнении заданий от тура к туру. Успешное завершение каждого этапа — маленькая победа, дающая стимул к новому поиску. Работа в режиме конкурса требует от его участника каждый раз быть разным, при этом оставаясь самим собой. А ведь умение быть оригинальным, умеющим удивлять, не сводя весь процесс обучения к развлечению и поверхностному рассмотрению отдельных научных фактов вне системы, быть немного загадочным для своих учеников — неотъемлемые качества современного учителя.
Лично для меня участие в конкурсе - это "кнут и пряник", а также прекрасная возможность для продуктивного общения с коллегами, для участия в дискуссиях, ведь "в споре рождается истина".
Конкурс- это драйв, который позволяет в повседневных заботах посмотреть на сложные проблемы с другой стороны, найти нестандартные пути их решений и одновременно не дает расслабляться.
Одним словом, конкурс - это маленькая жизнь. Здесь все, как в жизни. Встречи и расставания, слезы и смех, встречи и знакомство с новыми людьми. И, конечно, самое главное - это атмосфера, пронизанная великолепным чувством юмора, дружеской поддержкой и настоящим профессионализмом.
В заключении мне бы хотелось сказать следующее: учитель-победитель-это не самый идеальный учитель, но это учитель, который стремится к постоянному развитию, открыт новому, имеет волю. Поэтому свое выступление я хочу закончить своеобразным призывом, побуждающим к участию в конкурсе «Учитель года» - не бойтесь, дерзайте, помните, что вы достойны называться лучшим учителем!
|