В переводе с французского слово «синквейн»
означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по
определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение
находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы,
делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание
синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется
по определенным правилам.
Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза,
предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся
характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким
предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или
составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Составляя синквейн, учащийся может обращаться к тексту содержания изучаемой темы.
При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами
ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет
конкретный фрагмент задания по составлению синквейна. Такой же схемой
ООД является для него структура всего синквейна. Важно, что обучение
материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания –
составления синквейна. Составляя синквейн, учащийся реализует свои
личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.
Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную
окраску.
Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично
сочетать элементы всех трех основных образовательных систем:
информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Сочетание
разных систем и
Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме
свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой
темы, в частности, является показателем того, что учащийся:
- знает содержание учебного материала темы;
- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;
- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
|