Компетентностный
подход в образовании означает, что школьник получает не только так называемые
базовые знания, которые входили в программу и двадцать, и пятьдесят лет назад,
но и общеучебные (или универсальные) умения. Отработанных педагогических
технологий в этом направлении нет. Поэтому те, кому оно интересно, пытаются
искать педагогические условия для осуществления компетентностного подхода в
школьном образовании.
Содержание
образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт
человечества, тождественный по структуре (но не по объему) человеческой
культуре. Оно состоит изтрех основных структурных элементов:
·
Опыта
познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;
·
Опыта
осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по
образцу;
·
Опыта творческой
деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных
ситуациях.
Освоение этих
трех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности (потенциал)
осуществлять сложные виды действия. Эти способности (умения) в современной
педагогической литературе часто называют компетентностями.
В результате
изучения теоретических основ компетентностного подхода, я думаю, что следует
выделить семь ключевых образовательных компетенций.
1.
Ценностно-смысловая компетенция. Данная компетенция включает постановку ученика в
ситуацию самоопределения, т.е. мы должны в течении учебного процесса выявить
математически способных учеников и помочь им в ситуации самоопределения.
Собственно говоря, речь здесь идет о профориентации.
2.
Общекультурная компетенция подразумевает, что непосредственно на уроках
математики мы должны знакомить учеников с общественной моралью и традициями.
Т.е. учителю необходимо внедрять такие приемы работы на уроке, которые не
отвлекали бы урок от основного содержания, но при этом были бы с подтекстом,
благодаря которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные
компетенции.
3.
Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность учебных ситуаций, в
которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения
одновременно, т.е. в данном случае речь идет о самообучении. Соответственно
реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции
подразумевает использование учителем приемов, способствующих обучению и
развитию у учеников способности к самообразованию.
4.
Информационная компетенция в своей сути заключает процесс освоения учеником
современных информационных технологий. Т.е. на уроке математики мы должны, как
всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с
информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень
«первоисточников», таким образом, подготавливая ученика к адаптации в информационном
пространстве современного мира.
5.
Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами
коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками,
умел истолковать для них материал. Т.е. создание коммуникационных приемов на
уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме.
6.
Социально-трудовая компетенция на наш взгляд является одной из самых важных, она
предполагает овладение учеником знаниями и опытом в общественной деятельности,
в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в
вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. Т.е.
данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями,
умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей
дальнейшей жизнедеятельности. Таким образом, необходимы постоянные закрепление,
усовершенствование и контроль за данными базовыми умениями.
7.
Компетенция личностного самосовершенствования. Эта компетенция подразумевает овладение учеником теми способами
деятельности, которые годятся ему в определенной современной жизненной
ситуации. К ней относятся правила личной гигиены, забота о собственном
здоровье, внутренняя культура, основы безопасности жизнедеятельности. Т.е. как
и в случае с общекультурной компетенцией необходимо на подсознательном уровне
сообщать ученику информацию, которая может потребоваться ему в его дальнейшей
жизни. Но отличие этих двух компетенций в том, что первая направлена на
функционирование личности в социуме, а вторая направлена как на
самосовершенствование личности, так и на совершенствование личностью социума. Литература: - Блотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, №10.
- Гетманская А. А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393
|