Матвеева
Ольга
Анатольевна

            Мы учим до тех пор, пока учимся сами!                   

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS                                                              Среда, 01.05.2024, 08:48                                                      
Главная | Каталог статей | Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [5]

» Мини-чат

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Форма входа


Главная » Статьи » Мои статьи

Компетентностный подход к обучению учащихся математике

Компетентностный подход в образовании означает, что школьник получает не только так называемые базовые знания, которые входили в программу и двадцать, и пятьдесят лет назад, но и общеучебные (или универсальные) умения. Отработанных педагогических технологий в этом направлении нет. Поэтому те, кому оно интересно, пытаются искать педагогические условия для осуществления компетентностного подхода в школьном образовании.

Содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (но не по объему) человеческой культуре. Оно состоит изтрех основных структурных элементов:

·        Опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;

·        Опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу;

·        Опыта творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях.

Освоение этих трех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности (потенциал) осуществлять сложные виды действия. Эти способности (умения) в современной педагогической литературе часто называют компетентностями.

В результате изучения теоретических основ компетентностного подхода, я думаю, что следует выделить семь ключевых образовательных компетенций.

1.     Ценностно-смысловая компетенция. Данная компетенция включает постановку ученика в ситуацию самоопределения, т.е. мы должны в течении учебного процесса выявить математически способных учеников и помочь им в ситуации самоопределения. Собственно говоря, речь здесь идет о профориентации.

2.     Общекультурная компетенция подразумевает, что непосредственно на уроках математики мы должны знакомить учеников с общественной моралью и традициями. Т.е. учителю необходимо внедрять такие приемы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержания, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные компетенции.

3.     Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идет о самообучении. Соответственно реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование учителем приемов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию.

4.     Информационная компетенция в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроке математики мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом, подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве современного мира.

5.     Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал. Т.е. создание коммуникационных приемов на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме.

6.     Социально-трудовая компетенция на наш взгляд является одной из самых важных, она предполагает овладение учеником знаниями и опытом в общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. Т.е. данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Таким образом, необходимы постоянные закрепление, усовершенствование и контроль за данными базовыми умениями.

7.     Компетенция личностного самосовершенствования. Эта компетенция подразумевает  овладение учеником теми способами деятельности, которые годятся ему в определенной современной жизненной ситуации. К ней относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя культура, основы безопасности жизнедеятельности. Т.е. как и в случае с общекультурной компетенцией необходимо на подсознательном уровне сообщать ученику информацию, которая может потребоваться ему в его дальнейшей жизни. Но отличие этих двух компетенций в том, что первая направлена на функционирование личности в социуме, а вторая направлена как на самосовершенствование личности, так и на совершенствование личностью социума.

Литература:

  1.  Блотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, №10.
  2. Гетманская А. А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393
Категория: Мои статьи | Добавил: pumikon (08.11.2013)
Просмотров: 582 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Часы

» Поиск

» Погода

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Управление образования Администрации г. Ачинска
  • Школа №8


  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовФедеральный центр информационно-образовательных ресурсовЕдиное окно доступа к образовательным ресурсам
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz