Формирование информационной компетенции на уроках информатики
Информационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации. Говоря об информационной компетентности, нельзя исходить лишь из наличия умений использования компьютерной и информационной техники. Необходимо владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Формирование информационной компетентности в школе, в частности на уроках информатики, проходит три уровня развития:
пропедевтический уровень (понимание, владение основными понятиями);
базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу);
профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которыхнадо продемонстрировать нестандартное решение).
Информационная компетентность обеспечивает учащимися возможность:
использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией в какой-либо сфере деятельности;
подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
жить и трудиться в информационном обществе.
Предмет инофрматики является подходящим инструментом в деятельности педагога для формирования информационной компетентности учащихся. Чтобы говорить об оценке уровня сформированности данного вида компетентности у учащихся, можно выделить следующее:
осознание недостатка информации и ее необходимости в решении какой-либо задачи;
На своих уроках я уделяю достаточно времени на формирование у учащихся информационной компетентности через применение современных педагогических технологий, реализую в соотвтетствии с данными технологиями активные формы и методы обучения. Формируя информационную компетентность средствами ИКТ, обучаю учащихся добывать информацию из различных текство: учебника, научных статей, графиков, диаграмм, СМИ, интернета. Тем самым расширяю область примнения компьютера в учебном процессе и внеурочной деятельности, оптимизирую учебно-вспомогательный процесс. Формирование информационной компетентности учащихся осуществляется мною через следующие этапы уроков: доступ, управление, интеграция, оценка, создание. Например, "Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники". Доступ: используя прогамму поиска, найти сайты со статьями об ученых, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники. В поисковой системе учащийся вводит термин поиска или сразу вводит фамилию ученого. Управление: оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном ученом. Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме текста с указанием имен ученых. Среди них кандидат должен выбрать одного. Интеграция: в отобранных статьях найти информацию о биографии ученого, его научной деятельности. В поисковой системе учащийся вводит термин поиска. Оценка: сравнить информацию из разных статей, выделить разные аспекты деятельности ученого и сведения о его жизни. Чтение текста. Отбор информации. Создание: разработать документ в текстовом редакторе-конспект статьи на тему о выдающемся ученом. Создание текстового документа. Примерный план итогового документа: 1) Даты жизни, место рождения, учебы, интересы. 2) Где работал. 3) Вклад в науку. 4) Основные научные труды. Список используемой литературы: Баранников Н. И. Содержание общего образования: компетентностный подход. - М.: ГУВШЭ, 2002. Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. Журнал "Начальная школа", № 1 , 2008 г Скрипникова Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. Интернет-журнал "Эйдос". - 2007